1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
О соборности
В Своей молитве Господь наш Иисус Христос молился Богу-Отцу о своих
учениках: "...да будут едино, якоже мы едино есмы. Аз в них, и Ты во
мне: да будут совершени во едино" ("да будут ученики единым целым, как
Мы есть едины. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершенны во единстве".
(Иоанн 17, 22-23) Как Господь един в Троице, так Он хочет, чтобы люди
были едины, как дети и творения Одного Премудрого Бога.
В Святой Божественной Литургии мы слышим такие возгласы
священника: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы
(исповедуем)" и далее "и даждь нам единеми (одними) усты и единем
сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое..." Эти
возгласы напоминают верующим, что они должны быть по духу одним целым,
по заповеди Христа. Само слово "соборность" имеет корень "собор". Что
означает это слово? Когда-то в апостольское время между верующими из
иудеев и язычников возник спор, надо ли соблюдать последним
ветхозаветные обряды первых, то святые апостолы решили созвать в
Иерусалиме собор (собрание) и на нем решить эту проблему. В последующие
века святые отцы до семи раз собирались на Вселенские Соборы, то есть
собрания епископов со всей Земли. Ну а поместные соборы, то есть
собрания архиереев, священников и мирян по каноническим правилам должны
быть не менее одного раза в год. Святая Русь также приняла и
необходимый элемент нашей веры - соборность. Когда Византийская империя
пала, то бремя самодержавия перешло на плечи Московского княжества.
Чуть позже стали собираться на Руси Всероссийские земские соборы,
решавшие проблемы государственного управления, хозяйственной, военной,
торговой и иных сфер деятельности. Здесь мы видим соборность уже во
всерусском масштабе. Интересна соборная деятельность Поместного и
Всероссийского Соборов. Например, если все пришли к одному мнению
(путем долгих обсуждений) и вдруг какой-нибудь представитель Собора
выразит несогласие с соборным мнением и выскажет свое, то все соборяне
начинают обсуждать мнение этого человека. И так будет до тех пор, пока
все не придут к единомыслию и единодушию. Только после этого
подписывались членами Собора его определения. В этом и заключается
универсальность собора - все сходятся к одному мнению, а не к мнению
какого-то одного авторитета, например Патриарха. Римо-католики давно
уже перестали созывать Соборы, у них все решает папа Римский, которого
они стали считать "непогрешимым". Однако, как показывает история, папа
весьма часто делал ошибки, особенно в области догматической и чуть
менее в области канонической.
Со временем на Руси исчезла соборность. В Церкви повелением Петра
I образовался Синод, вынужденный решать внутренние проблемы в
одиночестве и который фактически явился суррогатом соборной церковной
полноты, заменив Поместный Собор. А в государстве Российском появился
Сенат с такими же "полно"-мочиями как и Синод. Русское государство,
принявшее западную модель "соборности", оказалось впоследствии
беззащитным против большевиков, разрушивших последние останки III Рима
- Московского Царства.
Если мы всмотримся в окружающую нас действительность, то увидим,
что все мы словно чужие друг другу. Не хотим помогать ближнему, смеемся
или равнодушно проходим мимо, когда обижают слабых, на все происходящее
с ближними смотрим эгоистично. Действительно, эгоизм, свойственный
западному человеку и являющийся полной противоположностью любви, без
которой не может быть соборности, охватил всех нас. Ничего сообща
решать мы не хотим, своевольничаем. А ведь именно это и на руку врагам
русского народа. Посмотрите, у нас десятки партий, раздирающих народ;
по телевизору нам непрестанно внушают, что Украина (Малороссия) - наш
потенциальный соперник, что Белоруссия тоже отдельный народ и что мы
заставим их с нами считаться. Это лицемерие ссорит триединый русский
народ. Как нельзя разделить Пресвятую Троицу - это единый Бог, так
нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию - это вместе Святая Русь
(по слову святого Лаврентия Черниговского). По телевизору мы слышим
эгоистические призывы: "бери от жизни все", "наслаждайся". Все это -
ложь, противная самопожертвованию, любви, трудолюбию, смирению и
терпению, столь свойственным русскому православному сердцу.
Сейчас русскому народу необходимо единство, нужна соборность.
Каждому из нас надо смирить наше гордое сердце и научиться
прислушиваться и всматриваться в беды друг друга, ибо мы - все родные,
а дом наш - Великая Россия - обильно политая кровью наших воинов,
новомучеников Российских, отмоленная монахами и освященная молитвами.
Позор будет нам, если мы продолжим жить по западному образцу, и не
будем стремиться быть едиными, особенно в Церкви. Ведь по словам
Митрополита Санкт-Петербургского Иоанна - "единство Церкви - залог
спасения России" ("Русский узел". "О единстве Церкви"). Закончить надо
словами священномученика Викентия: "В главном - единство, во
второстепенном - свобода, во всем - любовь".
Иван Покровский
|