1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
О молитве и посте
Дорогие
братия и сестры! Вот и наступил Великий пост или Святая
четыредесятница. Этот пост установлен еще в апостольское время.
Апостолы Христовы благословили христианам отделять десятую часть года
на служение Богу, посвещая дни Великого поста покаянию, молитве и
воздержанию.
Некоторые ошибочно думают, что пост может сильно повредить нашему
здоровью. Это ложное утверждение было привито нашему русскому народу в
советские годы, когда рушились вековые традиции, христианское
мировосприятие и сама вера нравственная. Должен, следуя завету святых
отцов "молчанием предается Бог", обличить эту советскую неправду. Если
мы посмотрим на жития святых, то увидим, что многие преподобные мужи
постились годами, лишь в большие церковные праздники вкушая немного
сыра или рыбы. Наш святой Серафим Саровский три года питался в своей
пустыне (тамбовском лесу) снытью - питательной и витаминной травой.
Надо сказать, что монахам нельзя охотиться и мяса им тоже вкушать не
положено. Как то в Сергиевой Лавре мне встретился человек из Воронежа,
так он сумел отпоститься целый год, после чего почувствовал улучшение
общего состояния. Постоянный пост помогал преподобным отцам доживать до
глубокой старости, сохраняя здоровье и чистый ум. Жития святых
зафиксировали такие даты их долголетней жизни - святой Антоний Великий
- 105 лет, святой Симеон Столпник - 113 лет, святой Павел Фивейский -
115 лет, святой Феодосий Кавказский (подвижник нашего времени) - жил с
1800 по 1948 год, причем в Великую Отечественную войну он еще служил
панихиды по усопшим воинам русской армии. Наша современница,
схимонахиня Рахиль (Спасо-Бородинский монастырь) проживала в период с
1800 по 1928 год. Согласитесь, цифры впечатляющие. Пост никаким образом
не может расстроить наше здоровье. А вот переедание и постоянное
употребление скоромной пищи как раз и приводит к ожирению, болезням
желудочно-кишечного тракта и преждевременной смерти. Также необходимо
сказать и о втором заблуждении. Некоторые люди говорят: "Почему Церковь
запрещает есть скоромное, что такого нехорошего в колбасе?" Конечно,
все, что сотворил Бог - это святое, одинаково свята квашенная капуста и
колбаса. От чистой руки Божией не могло произойти что-либо нечистое.
Дело тут не в колбасе. Дело в том, что пост необходим для обуздания
поврежденной грехом плоти нашей, необходим для изгнания страстей из
нашей души, ведь по словам Христа "сей род (т.е. бесовский) не исходит,
разве только от молитвы и поста". На сытый желудок трудно совершить
молитву (тянет поспать), а постящемуся легко молиться, совершать добрые
дела и помнить о Боге. Кроме всего вышесказанного, необходимо помнить
слова святителя Василия Великого "приимите пост здоровые - это отрада
вашей телесной крепости, приимите пост больные - это матерь здоровья".
А также наставления святителя Иоанна Златоуста: "Ошибается тот, кто
считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть
удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы,
лжи и клятвопреступления. Пост - уничтожение смерти и освобождение от
гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: неотягощаясь пищей, оно не
принимает болезней, но становясь легким, укрепляться для принятия даров
(Святаго Духа). Постящиеся знают, что пост укрощает пожелания. А те,
кому случилось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав,
подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит
спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание".
Нужно добавить, что в пост нельзя смотреть телевизор, слушать
развлекательную музыку, супругам иметь близость, а также вкушать
мясные, молочные, яичные, рыбные продукты и, естественно, иметь
воздержание от алкоголя и курения табака.
Сестра и спутница поста - молитва - "еже есть царица
добродетелям" (Свт. Иоанн Златоуст). Молитва (как и пост и прочие
добрые дела) должна скрываться, так как Христос Спаситель в Евангелии
говорит: "Когда ты молишься, войди в комнату твою, и сотвори молитву
твою в тайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матфей)
Молитва должна быть внимательной, регулярной и неспешной.
Недопустимо на молитве думать о чем-то постороннем. Нельзя просить у
Бога отмщение своим врагам, т.к. Он в Евангелии научает нас любить и
прощать своих врагов. Но необходимо помнить и слова святителя Филарета
Московского: "люби своих врагов, гнушайся врагов Божиих и бей врагов
Отечества". Нельзя также просить себе роскошную жизнь, украшения и
развлечения и прочее в этом сугубо материальном плане. Бездуховные
западные христиане, прося именно этих "земных благ", забыли, что на тот
свет мы ничего (даже собственного тела) забрать не сможем. А мы -
православные христиане - должны молиться о духовных благах - о том,
чтобы милостивый Господь даровал нам смирение, терпение, любовь,
покаяние, а также силу различать добро и зло, чтобы Он простил
безчисленные грехи нашего немощного естества.
Молитве нас научают доступные нашему времени молитвословы,
акафисты, каноны. Но основной упор в молитвенном делании необходимо
делать на Евангелие, посланиях апостолов, Псалтири. Но необходимо
помнить, что наше естество, наши душевные силы повреждены грехом и
поэтому читать помногу (особенно Св. Писание) не рекомендуется. Все мы
духовно больны из-за нашей греховности, и, как больной после тяжелой
болезни заново учится ходить и делает это неспеша и с осторожностью,
так и нам вначале духовного пути необходимо молиться понемногу,
постепенно увеличивая (с благословения священника) молитвенное правило.
Больше одной главы Евангелия, одной главы апостольских посланий и одной
кафизмы Псалтири в день (кроме утренних и вечерних молитв) читать
новоначальным нельзя. Иначе можно впасть в душевную усталость с одной
стороны и гордость ("Вот я какой молитвенник") с другой. Преподобному
Серафиму Саровскому, достигшему совершенства в духовной жизни, не
составляло труда прочитать весь Новый Завет за неделю, а Святейшему
патриарху Никону в бытность ему монахом Соловецкого монастыря,
прочитывать ежедневно всю Псалтирь. И тот же Серафим Саровский говорил,
что лучше в молитве "сказать пять слов умом, нежели тысячу языком". Из
этих слов преподобного видно, как важна внимательная и неспешная
молитва.
В заключении хочется привести выдержки из творений святых отцов о
молитве, они очень помогут нам в совершении молитвенного правила.
"Молитвы памятозлобных - посевы на камне" (прп. Исаак Сирин)
"Призывай Господа Иисуса всеусердно, терпеливо и постоянно -
пождательно, отревая (отбрасывая) всякий помысел" (прп Григорий Синаит)
"Читай молитвы неспешно, внимай во всякое слово - мысль всякого
слова доведи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое
чувствуй. В этом все дело, приятное Богу и плодоносного чтения молитвы"
(свт. Феофан Затворник)
"Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не
получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет,
пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая
добро" (свт. Василий Великий).
Иван Покровский
|