Православный приход село Гвардейцы Борского благочиния Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви


Приход
1
Пастырь
1
Житие
1
Молитва
1
Акафист
1
Канон
1
Вести
1
История
1
Летопись
1
Помощь

Сервер 'Россия Православная'
О молитве и посте
 Дорогие братия и сестры! Вот и наступил Великий пост или Святая четыредесятница. Этот пост установлен еще в апостольское время. Апостолы Христовы благословили христианам отделять десятую часть года на служение Богу, посвещая дни Великого поста покаянию, молитве и воздержанию.
 Некоторые ошибочно думают, что пост может сильно повредить нашему здоровью. Это ложное утверждение было привито нашему русскому народу в советские годы, когда рушились вековые традиции, христианское мировосприятие и сама вера нравственная. Должен, следуя завету святых отцов "молчанием предается Бог", обличить эту советскую неправду. Если мы посмотрим на жития святых, то увидим, что многие преподобные мужи постились годами, лишь в большие церковные праздники вкушая немного сыра или рыбы. Наш святой Серафим Саровский три года питался в своей пустыне (тамбовском лесу) снытью - питательной и витаминной травой. Надо сказать, что монахам нельзя охотиться и мяса им тоже вкушать не положено. Как то в Сергиевой Лавре мне встретился человек из Воронежа, так он сумел отпоститься целый год, после чего почувствовал улучшение общего состояния. Постоянный пост помогал преподобным отцам доживать до глубокой старости, сохраняя здоровье и чистый ум. Жития святых зафиксировали такие даты их долголетней жизни - святой Антоний Великий - 105 лет, святой Симеон Столпник - 113 лет, святой Павел Фивейский - 115 лет, святой Феодосий Кавказский (подвижник нашего времени) - жил с 1800 по 1948 год, причем в Великую Отечественную войну он еще служил панихиды по усопшим воинам русской армии. Наша современница, схимонахиня Рахиль (Спасо-Бородинский монастырь) проживала в период с 1800 по 1928 год. Согласитесь, цифры впечатляющие. Пост никаким образом не может расстроить наше здоровье. А вот переедание и постоянное употребление скоромной пищи как раз и приводит к ожирению, болезням желудочно-кишечного тракта и преждевременной смерти. Также необходимо сказать и о втором заблуждении. Некоторые люди говорят: "Почему Церковь запрещает есть скоромное, что такого нехорошего в колбасе?" Конечно, все, что сотворил Бог - это святое, одинаково свята квашенная капуста и колбаса. От чистой руки Божией не могло произойти что-либо нечистое. Дело тут не в колбасе. Дело в том, что пост необходим для обуздания поврежденной грехом плоти нашей, необходим для изгнания страстей из нашей души, ведь по словам Христа "сей род (т.е. бесовский) не исходит, разве только от молитвы и поста". На сытый желудок трудно совершить молитву (тянет поспать), а постящемуся легко молиться, совершать добрые дела и помнить о Боге. Кроме всего вышесказанного, необходимо помнить слова святителя Василия Великого "приимите пост здоровые - это отрада вашей телесной крепости, приимите пост больные - это матерь здоровья". А также наставления святителя Иоанна Златоуста: "Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: неотягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становясь легким, укрепляться для принятия даров (Святаго Духа). Постящиеся знают, что пост укрощает пожелания. А те, кому случилось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание".
 Нужно добавить, что в пост нельзя смотреть телевизор, слушать развлекательную музыку, супругам иметь близость, а также вкушать мясные, молочные, яичные, рыбные продукты и, естественно, иметь воздержание от алкоголя и курения табака.
 Сестра и спутница поста - молитва - "еже есть царица добродетелям" (Свт. Иоанн Златоуст). Молитва (как и пост и прочие добрые дела) должна скрываться, так как Христос Спаситель в Евангелии говорит: "Когда ты молишься, войди в комнату твою, и сотвори молитву твою в тайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матфей)
 Молитва должна быть  внимательной, регулярной и неспешной. Недопустимо на молитве думать о чем-то постороннем. Нельзя просить у Бога отмщение своим врагам, т.к. Он в Евангелии научает нас любить и прощать своих врагов. Но необходимо помнить и слова святителя Филарета Московского: "люби своих врагов, гнушайся врагов Божиих и бей врагов Отечества". Нельзя также просить себе роскошную жизнь, украшения и развлечения и прочее в этом сугубо материальном плане. Бездуховные западные христиане, прося именно этих "земных благ", забыли, что на тот свет мы ничего (даже собственного тела) забрать не сможем. А мы - православные христиане - должны молиться о духовных благах - о том, чтобы милостивый Господь даровал нам смирение, терпение, любовь, покаяние, а также силу различать добро и зло, чтобы Он простил безчисленные грехи нашего немощного естества.
 Молитве нас научают доступные нашему времени молитвословы, акафисты, каноны. Но основной упор в молитвенном делании необходимо делать на Евангелие, посланиях апостолов, Псалтири. Но необходимо помнить, что наше естество, наши душевные силы повреждены грехом и поэтому читать помногу (особенно Св. Писание) не рекомендуется. Все мы духовно больны из-за нашей греховности, и, как больной после тяжелой болезни заново учится ходить и делает это неспеша и с осторожностью, так и нам вначале духовного пути необходимо молиться понемногу, постепенно увеличивая (с благословения священника) молитвенное правило. Больше одной главы Евангелия, одной главы апостольских посланий и одной кафизмы Псалтири в день (кроме утренних и вечерних молитв) читать новоначальным нельзя. Иначе можно впасть в душевную усталость с одной стороны и гордость ("Вот я какой молитвенник") с другой. Преподобному Серафиму Саровскому, достигшему совершенства в духовной жизни, не составляло труда прочитать весь Новый Завет за неделю, а Святейшему патриарху Никону в бытность ему монахом Соловецкого монастыря, прочитывать ежедневно всю Псалтирь. И тот же Серафим Саровский говорил, что лучше в молитве "сказать пять слов умом, нежели тысячу языком". Из этих слов преподобного видно, как важна внимательная и неспешная молитва.
 В заключении хочется привести выдержки из творений святых отцов о молитве, они очень помогут нам в совершении молитвенного правила.
 "Молитвы памятозлобных - посевы на камне" (прп. Исаак Сирин)
 "Призывай Господа Иисуса всеусердно, терпеливо и постоянно - пождательно, отревая (отбрасывая) всякий помысел" (прп Григорий Синаит)
 "Читай молитвы неспешно, внимай во всякое слово - мысль всякого слова доведи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. В этом все дело, приятное Богу и плодоносного чтения молитвы" (свт. Феофан Затворник)
 "Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро" (свт. Василий Великий).

Иван Покровский